понедельник, 8 декабря 2014 г.

Губка Боб без штанов


Статья-воспоминание для блога «Развивашка» в номинацию «Мама, научи меня читать».
Начну с начала.
В начале был Тимофей. Учили мы с ним буквы годиков с двух, к трем знали все, но собирать в слова их он не хотел. Это он в 2,5 "писал".
С удовольствием набирал на компьютере под диктовку, с удовольствием слушал сказки и стихи, но читать не хотел. Подписывался Тіма, простые слова: мама, папа, баба, деда, мёд, дом – это, конечно, знал, но полноценно читать не хотел. Я сильно и не напирала, нет желания и ладно, действовала обходными маневрами, что бы охоту к чтению полностью не отбить. В итоге, в первом классе школы Тимка был почти последним в чтении и это его задело. Тык впритык норму сдавал. Пришло лето, у меня начался отпуск (плавно перешедший в декрет), у детей каникулы (Ваня выпустился из садика) и мы взялись за чтение. Сразу ввела правило: хочешь свои полчаса на компьютере поиграть  - читаешь 2 предложения (для Тимоши) или 5 слов (для Вани); мультик – те же условия. Тут главное посильную норму задавать, иначе противоположный эффект будет.
Вот наша любимая серия для чтения на украинском языке (ведь обучение у нас и в садике, и в школе ведется на родном языке).
 
Это не все книги, часть племянникам отдала на прочтение, часть где-то по квартире припрятана.
Книг у детей много (есть у меня пунктик поэтому поводу) и новые, и еще из моего детства. Азбук только штук десять (русских и украинских вместе), разные пособия, но как-то они у нас не пошли. Лучше всего сыновья воспринимали то, что делала я. А я делала и делаю что-то на скорую руку, на большее времени не хватает.
Не знаю почему, но детям нравится Губка Боб, и хотя дома мои дети этого мультика почти не смотрели, но в садике и школе была повальная губкомания. Этот мультик постоянно крутили по телевизору (благо мы уже отключили его к тому моменту полностью). Так это я о чем – и из негативного мультфильма (по моему личному мнению) можно получить положительный эффект.
И так встречайте – Губка Боб и все-все-все.
Я думаю, каждый из вас сталкивался с таким явлением – читаешь книгу и где-то в конце понимаешь, что главного героя зовут не Гопфрид, а Горфид. И если для взрослого это не так уж и важно, то вот у детей в школе за такие ошибки при чтении снижают оценку. Вот именно на развитие внимательности и рассчитана моя игра.
Итак, вырезаем 8 желтых прямоугольников, рисуем на них смешные мордочки и кружочки, с обратно стороны подписываем: Губка Боб, Губка Лоб, Губка Клоп, Губка Хлоп, Губка Поп, Губка Пуп, Губка Сыр, Губка Жир.
Потом беремся за Патрика и ему подобных: Патрик, Партик, Парктик, Петрик, Практик, Татрик, Катрик, Парик.
А вот Сквидварда и Мистера Крабса рисовать и вырезать куда сложнее, правда, можно воспользоваться поисковиками и распечатать их в нужном количестве. Но я рисовала, поэтому, их у меня было только по трое: Сквидвард, Сквидфорд, Сфидвард, Мистер Крабс, Мистер Кбарс, Миссис Крабс.
Покажу остатки от былого великолепия (недавно в детских игрушках раскопала, я думала, они все уже канули в Лету).
Всю эту честную компанию прячем в укромном подводном мире (у нас это было кресло с одеялом), а потом находим и читаем. Сначала прятала я, потом мальчишки сами друг другу прятали и каждый раз ухохатывались при чтении. Еще делала морские дополнения, детям надо было сказать, правильно я их подписала или нет. Например, синяя водоросль, розовый анион, акула, рыба-игла, морской ёж, желтая звезда, белая ракушка и пр. Вроде мелочи, а игра каждый раз «обновлялась» и интерес к ней не пропадал несколько недель.
В итоге, Тимоша к концу второго класса вышел в тройку лидеров по чтению, а с третьего класса держит лидирующее первое место (недавно 173 слова в минуту прочитал, это 4-й класс). Ванюша шел ровно с первого класса, на пару десятков слов больше чем надо для нормы, без падений и взлетов.
Так что, если  ваш ребенок не читает до школы – это не страшно, главное заниматься и поддерживать его интерес, а если ваш ребенок читает до школы – то тем более надо поддерживать его интерес (иначе он начинает ленится и теряет навыки, столько примеров в школе видела).
И не обязательно зацикливаться на Губке Бобе, любые герои из мультиков или фильмов подойдут, хоть кот Матроскин, хоть пингвины из Мадагаскара, хоть радужные пони. В поисковике задал нужную картинку, распечатал нужное количество, подписал и играй.

6 комментариев:

  1. Вообще-то я терпеть не могу Губку Бобу, но над Вашими Губками Клопами, Мария, ухохоталась. Отличная игра для обучения чтению!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, может откроем клуб антигубочников ;) Я думаю, мы не одиноки в этом мире...
      Ведь сколько добрых и красивых мультфильмов выпускается ежегодно, а детям показывают такой мусор. (Вы уж простите меня любители Боба, можете даже помойным ведром Планктона воспользоваться, я честно не обижусь, мы все разные).
      Зато после каждого просмотра мы обсуждали действия героев, что так делать можно, а так не допустимо или запрещено и почему. Теперь дети предпочитают переключать телевизор (у бабушек-дедушек или в гостях) на более удобоваримые мультфильмы. А в игру с удовольствием еще раз сыграли.

      Удалить
  2. Спасибо за ваш опыт. На заметочку его себе взяла. Уж очень мне понравилось упражнение на внимательность при чтении. Действительно, часто дети проглатывают буквы, меняют местами, не дочитывают слово до конца, а произносят по догадке - всё это приводит к ошибкам. Так что ваша игры займет в моей копилке почетное место!
    Губка Хлоп ;) ха-ха :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пользуйтесь на здоровье. Я вот думаю своим новую с клонами на днях сделаю, то-то радости будет.

      Удалить
  3. Интересный способ обучения чтению. И правда бывает читаешь какое -то имя,в течении всей книги казалось одно,а в конце ,его оказывается, по другому зовут))) Губку Боба тоже не люблю,какие ужасные мультики сейчас показывают.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Полностью с Вами согласна, хотя с другой стороны - это возможность объяснить детям что такое плохо :)

      Удалить